Strict Standards: Declaration of p_morecontent::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /home/u366880/mademaster.ru/www/plugins/p_morecontent/plugin.php on line 0


Как правильно заготавливать глину для гончарных работ.

article89.jpg
Опубликовано: 20 июня 2014
Рейтинг: 0 Голосов: 0 13134 просмотра
Поделиться:
Присоединяйтесь к нам

Официальная страница в социальной сети ВКонтакте Официальный канал портала Ремёсла Руси на YouTube  Официальный канал сайта в Twitter

Глина представляет собой мелкозернистую осадочную горную породу. В сухом виде она похожа на пыль, а в увлажненном становится пластичным материалом. Может состоять как из одного, так и из нескольких минералов таких групп как каолинит, монтмориллонит или иных слоистых алюмосиликатов (то есть глинистых минералов). Однако глина может еще содержать карбонатные и песчаные частицы. Образуется данный материал в результате местного накопления минералов, хотя большинство видов – наносы от водных потоков, которые выпали на дно морей и озер.

Главным источником глинистых пород является полевой шпат, образующий гидраты алюминиевых силикатов в процессе распада под действием атмосферных явлений.
Состав глины, встречающийся на нашей планете, очень разнообразен. Иногда даже находят в земных недрах уже готовую глиняную смесь, из которой можно изготавливать разнообразную керамику, будь то фаянсовая посуда или красный печной кирпич. Однако крупные залежи встречаются редко и рядом с ними строят заводы и фабрики по изготовлению керамических изделий. 
Подходящий для гончарных работ и лепки материал найти всегда можно. Глина плохого качества может быть приведена в хороший вид при использовании различных способов обработки, к примеру, отмучиванию. Этот материал можно найти под небольшим слоем земли. Не удивляйтесь, если обнаружите ее даже на своем приусадебном участке при осуществлении земельных работ. В некоторых регионах страны она находится на поверхности и в ненастную погоду доставляет некоторые неудобства при проезде по проселочным дорогам. Стоит отметить, что даже такая глина подходит для лепки декоративных изделий, которые затем подвергаются обжиганию. Однако не рекомендуем этого делать. Лучше потратить немного времени, вырыть неглубокую ямку и взять материал из более однородных и чистых слоев глины.

Давайте остановимся на способе определения пригодности найденного глиняного материала для лепки. Первое, нужно скатать между ладонями руки из небольшого комочка увлажненной глины жгут, толщина которого будет примерно соответствовать толщине указательного пальца. Второе, согните полученный жгут пополам. Третье, осмотрите место сгиба. Если трещин нет совсем или их количество минимально, можете использовать глину при лепке. В ином случае, в составе данного материала содержится песок (от 10 до 15%).

У каждого вида глины имеется такое свойство – изменение цвета, который проявляется на той или иной стадии лепки, сушки, обжига. Сырой глиняный материал отличается от высохшего лишь своим тоном, а вот при обжиге почти все виды глин резко меняют цвет. Только белая глина при увлажнении становится сероватой, а после обжига сохраняет свой первозданный вид – белый цвет. Если окрашивать влажный материал, то нет никаких гарантий получения нужного оттенка и цвета после обжига. Вы можете получить вместо зеленого розовый цвет, вместо синего или черного белый, а вместо бурого красный. Почему так происходит? В процессе обжига в результате воздействия высокой температуры органические частички, придававшие ранее глине тот или иной цвет, выгорают или меняют свой цвет. 
Цвет глины вне зависимости от того, в сыром она виде или в обожженном, зависит от различных минеральных примесей и солей металлов, входящих в ее состав. К примеру, оксид железа после обжига дает красный, оранжевый или фиолетовый цвет. Имеется даже классификация глин по цвету, приобретаемому после обжига: белый цвет характерен для беложгущейся глины, светло желтый, светло-серый или светло-розовый – светложгущейся, коричневый, красный, красно-коричневый или коричнево-фиолетовый – темножгущейся. Для определения вида глины нужно слепить небольшую пластинку или скатать шарик небольшого диаметра, который после хорошей просушки обжигается в муфельной печи.

Как производится заготовка глины к лепке?

Ее нужно поместить в емкость и залить водой так, чтобы некоторые комочки немного выступали над водной поверхностью. Рекомендуется заготавливать глину заранее, чтобы после небольшого расхода оставшаяся часть вылеживалась, так как чем дольше сохраняется влажное состояние материала, тем лучше. Данный совет обоснован опытом гончаров.

Ранее они выдерживали глину в глинниках (специальных ямах со стенами из толстых досок, бревен или плах) на открытом воздухе от трех месяцев до нескольких лет. Весной и летом она подвергалась обжигу солнечными лучами, осенью обдувалась ветрами и поливалась дождями, а зимой замерзала из-за мороза и оттаивала при потеплении, насыщаясь талой водой. Это не вредило глине, а наоборот делала ее более рыхлой, растворимые соли вымывались, вредные органические примеси окислялись. Подобная практика подготовки материала, используемая на протяжении многих веков, подтвердила, что чем больше дать вылежаться глине, тем лучше ее качество.

Последующая обработка глины, которая хорошо вылежалась, с оптимальной жирностью заключается в том, что ее тщательно проминают и выбирают камушки, попавшие в нее. Раньше гончары разминали материал в гончарне или же на полу, посыпанный песком, в избе. Ее топтали ногами (безусловно, босыми) до того момента, пока она не становилась тонкой пластинкой, затем скатывали в рулон. Полученный рулон складывался пополам, снова разминался ногами. Этот процесс могли повторять до 5 раз до того момента, когда глина превращалась в податливую, мягкую, однородную массу, напоминающую тесто для пирога. Стоит отметить, что очищенная и хорошо промятая глина, подготовленная для проведения гончарных работ, называется глиняным тестом.

Если в глине много песка и других примесей, то перед разминанием ее очищают либо просеиванием, либо отмучиванием.

Первый способ очистки глины – просеивание.



Процесс просеивания начинается с просушки глины. Для этого ее нужно разложить небольшими комочками на настиле из дерева и высушить на солнце. В зимнее время материал сушат на морозе под навесом, чтобы на него не попал снег. Также можно высушить ее в помещении на печи или батарее отопления. Запомните, чем комочки меньше, тем быстрее высушится глина. Затем высохшая глина пересыпается в ящик из дерева с толстыми стенками и разбивается трамбовкой – большим куском древесного ствола с ручками наверху. Далее полученная пыль просеивается через мелкое сито и из нее удаляются различные примеси (крупные песчинки, щепки, камушки и так далее). Непосредственно перед лепкой из порошка делают глиняное тесто – добавляют воду. Время от времени воду нужно доливать и тщательно перемешивать массу. Рекомендуем часть глиняного порошка отложить, так как могут возникнуть случаи, когда времени на подсушивание и выпаривание глиняной массы нет, а глиняное тесто нужно сделать более густым. В жидкое тесто добавляется нужное количество порошка, и хорошо вымешивают массу.

Второй способ очистки глины – отмучивание.

В процессе отмучивания глиняный материал не только очищается от примесей, но и становится более пластичным и жирным. Из-за этого данному процессу очистки подвергают глину с высоким содержанием песка с низкой пластичностью. Процесс отмучивания производится в высокой емкости, к примеру, в ведре.

  

Глину нужно залить водой в таком соотношении: одна часть глины к трем частям воды. Затем оставляют отстаиваться ночь. Утром мутовкой все тщательно размешивается до однородной консистенции, и опять оставляют отстояться. Когда сверху вода станет светлой, ее надо аккуратно слить, используя резиновый шлаг, не замутнив ее. Это довольно сложный процесс, поэтому рекомендуем использовать приспособление, которым пользуются японские гончары. В деревянной кадке нужно просверлить по вертикали на небольшом расстоянии друг от друга несколько отверстий, которые закрываются перед заливкой глиняного раствора деревянными пробками. В первую очередь на дно опускаются камушки и более тяжелые песчинки, а затем уже частички глины. Постепенно вода отстаивается и вверху становится прозрачной. Теперь начинается самое интересное. Как только уровень отстоявшейся воды будет немного ниже верхнего отверстия, пробку нужно вытащить, осветленная вода выльется из бочки. Через некоторое время так поступают со следующей пробкой. Продолжая эту технологию, вы сольете из кадки всю отстоявшуюся воду. Для ускорения этого процесса можно добавить в раствор горькой английской соли – не более одной щепотки на одно ведро. Деревянную кадку можно заменить металлической емкостью подходящего размера с впаянными на разных уровнях небольшими трубочками, которые перед заливкой глиняного раствора затыкают пробками. 
Когда вся отстоявшаяся вода удалена, нужно осторожно вычерпать жидкую глину таким образом, чтобы не тронуть нижний слой из песка и камушков. Затем раствор выливается в широкую деревянную емкость или таз, выставляется на солнце. Это позволит быстрее испариться лишней влаге. Когда глина перестанет быть текучей, значит она подсохла. Перемешивайте ее время от времени лопатой. Когда глиняный раствор начинает напоминать по консистенции густое тесто и перестает прилипать к вашим рукам, закройте емкость полиэтиленовым пакетом или пленкой, либо клеенкой и храните так материал до начала лепных работ.

 





Видео о том, как заготавливать глину. Пересмотрев множество материалов по этой теме, я остановился на видео от Сергея Видры (портал Руколепие) из города Чернигов, Украина.

Видео представлено в трех частях, описывается всё очень подробно, за что ему огромное спасибо:

Часть 1. Пропорции при смешивании глины



Часть 2. Растворение глины в воде.



Часть 3. Процеживание и подсушивание глины.

Похожие статьи:

Работа с глинойВиды глины. Расширенное описание [Видео]

Выставки и презентации о народных художественных промыслах и ремёслахКронштадский город мастеров

Комментарии (0)
Реклама
Новые товары